Международный Джазовый Абонемент — история с продолжением

Международный Джазовый Абонемент — история с продолжением

11 октября концертом в Киевской консерватории МДА открыл свой юбилейный сезон
Международный Джазовый Абонемент – неотъемлемая страница в джазовой летописи Украины. У меня в руках программа концерта МДА от 23 октября 2005 года: Грегори Портер (США). Имя Грегори Портера тогда еще мало кому что-то говорило. Конечно, он был представлен как восходящая звезда, что можно было воспринимать и как рекламное преувеличение. Но впечатление было и вправду потрясающее. Для многих слушателей это оказалось первым знакомством с аутентичным джазовым вокалом. Это был голос нью-йоркской джазовой сцены.
В марте 2012 Грегори Портер опять появился на сцене Киевской консерватории уже новоиспеченным лауреатом премии Грэмми за свой альбом 2012 года, словом, это был момент вспышки новой звезды. Теперь она сияет в полную силу, но на расстоянии, поскольку привезти Портера в Украину – слишком затратное мероприятие, которое под силу фестивалю с большим бюджетом. Но мы (т.е. те, кто был на его концертах) успели увидеть (и услышать) ее вблизи.
Это только один, хотя, возможно, самый яркий пример тех открытий, которые принес МДА.
В 2005 году еще не было ни фестиваля Jazz In Kiev, ни тем более Alfa Jazz Fest. Далеко не все могли доехать до Джаз Коктебеля. Словом, МДА был по-настоящему окном в мир того самого джаза из того самого Нью-Йорка.
Перечисление всех зарубежных джазовых музыкантов, которые побывали на сцене Киевской консерватории за минувшие с тех пор годы, заняло бы слишком много места, так как это несколько десятков имен. Архив хорошего фестиваля. Только в отличие от фестиваля вся эта впечатляющая галерея участников концертов МДА – музыкальные партнеры одного человека.

В организации концертов МДА в разное время принимало участие немало людей, но главная роль принадлежит его продюсеру Аркадию Овруцкому, точнее, «играющему продюсеру», так как он – непосредственный участник всех концертов МДА.

В Киевской консерватории МДА открыл свой юбилейный сезон
Аркадий (или – для краткости в английском варианте – Арк) Овруцкий – один из немногих украинских джазовых музыкантов, которым удалось закрепиться на нью-йоркской джазовой сцене.
За десять лет МДА представил целую панораму заокеанских музыкантов: кроме Грегори Портера это вокалисты Кевин Мэхогени, Мейвис Пул, Шэрон Кларк, Бенни Бенак, Алан Харрис; инструменталисты Мелвин Вайнз, Джеральд Хэйес, Уоррен Берд, Вилем Смид, Джейсон Браун, Брендон Льюис, Уэйн Эскоффри.
Нью-Йорк – Мекка джаза. Там пересекаются пути джазовых музыкантов из разных стран, джазовый мир Большого яблока включает в себя множество джазовых диаспор. Судьба сводила Аркадия Овруцкого с несколькими, благодаря чему МДА познакомил нас с представителями, например, бразильской джазовой музыки, такими как Дудука да Фонсека, Элио Алвес, Маушу Адмет, Фило Машадо, а также израильской: Рой Асаф, Онер Асаф, Рони Бен-Гур, Шахар Элнатан.
Наконец, МДА представил ряд интереснейших европейских джазовых музыкантов – из Нидерландов, Норвегии, Австрии – Михил Бортслап, Саския Лару, Буге Вессельтофт, Дина ДеРоуз.
Этот список можно продолжать.

В течение этих десяти лет МДА служил своего рода джазовым мостом между заокеанским джазовым сообществом и джазовым миром Украины еще и в том смысле, что стал постоянной площадкой для профессионального общения и партнерства зарубежных и украинских музыкантов.
Так и 11 октября, в день открытия юбилейного сезона МДА, Аркадий Овруцкий вывел на уже привычную сцену Киевской консерватории австрийско-украинскую команду: Дина ДеРоуз (ф-но, вокал), Клеменс Марктл (барабаны), Дмитрий Александров (тенор-саксофон), Денис Аду (труба).
В течение вечера прозвучал целый ряд джазовых стандартов – от классического How Deep is the Ocean до менее известных You Stepped Out of a Dream, Detour Ahead и уже более современных, как композиция Уэйна Шортера Tom Thumb – а также авторские композиции Аркадия Овруцкого из альбома «44 33».
Для Дины ДеРоуз участие в МДА – это уже второй визит в нашу страну. Первое знакомство с киевской джазовой публикой произошло в декабре 2012 года. Она называет себя представителем «пост-необоп-мейнстрима». Пианистка, в силу болезни руки ставшая вокалисткой, преподаватель джазового колледжа в Граце, Дина ДеРоуз – музыкант с большим опытом и концептуальным мышлением. Она умеет прекрасно исполнять темповые вещи, но, кажется, сейчас ей ближе композиции балладного характера. По крайней мере, в них ее голос звучит проникновенно.

Клеменс Марктл – новое имя для киевских любителей джаза. К барабанам он перешел после классического
фортепиано. В его активе учеба и работа в Амстердаме, Нью-Йорке, партнерство с многими известными музыкантами, среди которых Ральф Питерсон, Симус Блейк, Рик Маргитца, Кенни Вернер и др. Первую половину концерта Марктл в основном уверенно держал ритм, не выходя на первый план, но в финале композиции Овруцкого New Orlean, на заключительном рифе он неожиданно разошелся и сыграл боевое соло, которое вызвало восхищение не только у публики, но и у его партнеров. Во всяком случае, Денис Аду специально подошел и пожал ему руку в знак уважения. В дальнейшем Марктл играл интересно и, как мне показалось, даже выполнял лидерские функции, поскольку именно его неожиданные смены ритма задавали тон игре квинтета.
Дуэт Дмитрия Александрова и Дениса Аду в рамках квинтета также украсил концерт, особенно там, где они импровизировали диалогически, как в той же пьесе New Orlean. А соло Дениса в композиции Шортера Tom Thumb – вдохновенное, лукавое, изобретательное – вообще было одним из пиковых моментов концерта.

Аркадий Овруцкий в роли юбиляра в основном раздавал пасы партнерам, определяя очередность солирования, ограничиваясь короткими импровизациями, а лучшее свое, наиболее раскованное соло сыграл в композиции на бис.
МДА (кажется, лучше повторить полное название — Международный Джазовый Абонемент) – уже несомненно история. Но история с продолжением. Пусть она продолжается как можно дольше!

Александр Юдин
Фото Александра Зубко

Categories: Статьи